www.Kaponir.spb.ru
  ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ЗОДЧЕСТВО

ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ЗОДЧЕСТВО - ГЛАВНАЯ
Библиотека || Кронштадтская крепость

Кронштадт – «фортеция зело великая…»
Петр I


КРЕПОСТЬ НА БАЛТИКЕ

Почти три столетия высятся над водами Финского залива мощные фортификационные укрепления – старые русские форты. Вместе с батареями на острове Котлин они некогда составляли самую мощную крепость на Балтике – Кронштадт.

История Кронштадтской крепости тесно связана с историей города на Неве – Петербурга – Петрограда – Ленинграда. Созданные гением выдающихся мастеров, руками простых работных людей, опытными строителями и фортификаторами укрепления стали неодолимым препятствием для врага. В самом начале XVIII в., освободив от шведов берега Невы и заложив Петербург, Петр I настойчиво искал способ защиты молодого города со стороны моря. Для этой цели он решил использовать природное положение острова Котлин. Именно в этом месте Финский залив сужается до пятнадцати километров перед мелководной Невской губой. А Котлин, шириной более чем в два и длиной двенадцать километров, словно пробка, способен перекрыть неприятелю путь к Петербургу. Ведь большие корабли могли следовать лишь по узкому проходу вдоль южного берега острова. Извилистый северный фарватер для этого был непригоден. Возведенный рядом с островом первый форт «Кроншлот» закрыл для вражеских кораблей и южный фарватер.

На древних географических и морских картах, в старинных печатных изданиях этот остров именовался по-разному: Рычрет, Рычард, Ричарт, Риссерт, Реттусари, Кеттусари… Трудно сказать, откуда получил он свое нынешнее название. История не сохранила документа, давшего имя острову-крепости, но народная молва, передающаяся из поколения в поколение, повествует, что во время одного из посещений острова русские воины застали на нем солдат шведского дозорного отряда. Шведы, не ожидавшие внезапного появления русских, так поспешно покинули остров, что даже не успели затушить костер, на котором в котле готовили еду. «По сему происшествию, – писал один из видных историков отечественного военно-морского флота Н. А. Бестужев, – остров назван Котлиным». Не случайно в герб Кронштадта наряду с двумя важными символами морского города – маяком и зубчатой стеной крепости – входит и символическое изображение котла.

Можно усомниться в достоверности легенды, подвергнуть сомнению выводы Н. А. Бестужева, но никто не сможет недооценить роль острова-крепости в жизни города на Неве, укреплении его экономического и оборонного могущества. [Стр. 6]

«Кроншлот», «Цитадель», «Рисбанк» («Павел»), «Александр» («Чумный»), «Князь Меншиков», «Обручев», «Тотлебен», «Риф», «Шанц», «Ден», «Красная Горка», «Ино» и многие другие замечательные форты, вошедшие в каменное и бетонное «ожерелье» острова Котлин, являлись и продолжают оставаться грандиозными искусственными сооружениями на воде и на суше. При их создании проявилось высочайшее мастерство русских ученых, военных инженеров, архитекторов и строителей, мужество и героизм их защитников. Нельзя не поражаться гигантскому объему работ, выполненных при строительстве морских и сухопутных фортов, батарей, ряжевых и свайных преград, полету мысли создателей мощнейших укреплений на искусственных островках Финского залива.

Первый русский морской форт «Кроншлот» был открыт Петром I в мае 1704 г. В ознаменование этого «чудо-дела» была отлита медаль. Через 16 лет «Кроншлот» основательно перестроили, на ограждающих стенках гаваней появились десять новых бастионов, два полубастиона и куртины. Для расширения зоны обстрела западнее Купеческой гавани возвели форт «Цитадель».

После смерти Петра I форты длительное время не укреплялись, поскольку на Балтийском море не велось боевых действий. Однако в 1799 г. в ожидании появления французского флота западнее «Кроншлота» были построены на ряжах форт «Рисбанк» и две батареи на свайных основаниях. Так создавалась неприступная для врага крепость на Балтике.

В 1839 г. начался новый этап строительства. Сначала был заложен четырехъярусный казематированный форт «Александр». Долгое время он оставался самым мощным. К исходу минувшего столетия этот форт использовался как хранилище минной службы, а затем выступал в роли противочумной станции. С июня 1899 г. здесь начала действовать лаборатория по выработке вакцины. С той поры форт этот народом стал называться «Чумным».

Вслед за «Александром» появилась казематированная батарея «Князь Меншиков», затем реконструировали «Рисбанк», переименованный в форт «Павел».

Большой вклад в строительство Кронштадтской крепости внес талантливый фортификатор инженер-генерал Э. И. Тотлебен. Под его непосредственным руководством создавались новые батареи, обновлялись и совершенствовались старые, реконструировались другие укрепления.

Шло время. И в «ожерелье» крепости появлялись все новые «украшения» – форты и батареи. Их сооружение потребовало больших сил и средств. Трехметровые бетонные стены, усиленные металлическими балками, защищали основные казематы. Часть орудий находилась в башнях. Подземные казармы и пороховые погреба обеспечивались электроэнергией и вентиляцией. Мощная артиллерия могла перекрывать своим огнем водный сектор залива радиусом в двадцать километров. Таким образом, Кронштадтская крепость с системой фортов стала надежной защитой на морском пути в город.

Важную роль сыграли форты крепости в годы Великой Отечественной войны. Ораниенбаумский плацдарм, с которого началось наступление наших войск для полного освобождения города Ленина от вражеской бло- [стр. 7] кады, обязан своим существованием именно фортам. Ведь зона действия их артиллерии как раз и определяла границы не занятого врагом «пятачка». А гарнизоны морских укреплений не позволили фашистским войскам использовать ледяной покров для прорыва к Ленинграду.

После войны надобность в фортах отпала. Постепенно был произведен демонтаж оборонительного оборудования. Длительное отсутствие «хозяина» привело к тому, что многие сооружения оказались в крайне запущенном состоянии. Нередко форты попросту варварски разрушались. Все это не могло и не может не волновать ленинградцев, специалистов фортификационного искусства, строителей и архитекторов.

В настоящее время остро встает вопрос о сохранности замечательных памятников военной фортификации, их практического использования. Следует отметить, что уникальными сооружениями уже заинтересовались ряд ведомств и организаций.

Будущие реставраторы, учащиеся профессионально-технического училища № 61, решили использовать для своих целей помещения пятого северного форта. Три морских сооружения, примкнувшие к строящейся защитной дамбе, стали активно использоваться ее строителями.

При составлении проекта защитных сооружений не забыли и о фортах. На некоторых из них планируется разместить базы отдыха и спорта, культурные учреждения. Высказывается предложение о создании на одном из фортов музея военной фортификации.

Однако пока речь идет лишь о возможном использовании старых фортов. Думается, скажут свое слово и реставраторы, и архитекторы, и строители. Сохранить для потомков старые форты – пример отечественной фортификации и уникального строительства – наша общая задача.

Авторы предлагаемой вниманию читателей книги – заслуженный строитель РСФСР полковник в отставке Ю. А. Скориков, длительное время возглавлявший военных строителей Балтийского флота и Ленинградской военно-морской базы, и член Союза журналистов СССР начальник историко-архивного отдела Центрального военно-морского музея капитан второго ранга А. А. Раздолгин – имея непосредственное отношение к вопросам истории и строительства Кронштадтской военно-морской крепости, основываясь на своем практическом опыте, длительном изучении и тщательном анализе многих архивных документов, старались как можно полнее осветить главные этапы создания и развития Кронштадтской крепости.

Главнокомандующий Военно-Морским Флотом –
Заместитель министра обороны СССР
Герой Советского Союза адмирал флота
В. Н. ЧЕРНАВИН


главная || форум || eng || контакты || новое на сайте || ссылки || "черная книга"  

наверх

WebStudio Banner Network

При цитировании материалов сайта указывайте ссылку на www.Kaponir.spb.ru